Стратегия развития сметного дела в Казахстане с внедрением рыночного ценообразования
By Admin
Posted on Чт, апр 03 2025

Текущее состояние сметного ценообразования в Казахстане В настоящее время сметное дело в Казахстане опирается на ресурсно-нормативную систему ценообразования, унаследованную от советской методологии и претерпевшую эволюцию за годы независимости. После 1991 года государство перестало напрямую утверждать цены – их стали определять производители в рыночных условиях. Это привело к тому, что понятие «ценообразование» в официальной терминологии фактически исчезло, и осталась только «система сметных нормативов», фокусирующаяся на расчетах по нормам и справочным ценам. Состав действующей системы. Действующая система сметных нормативов Республики Казахстан включает три основных элемента: методические документы, сметные нормы и сметные цены. Сметные нормы определяют расход ресурсов на единицу работ, а сметные цены представляют собой справочные стоимости ресурсов (материалов, труда, эксплуатация техники) для расчетов. Наиболее существенной частью системы является подсистема формирования сметной стоимости ресурсов, требующая регулярного обновления данных. Источники цен и их обновление. Сметные цены на строительные ресурсы устанавливаются на основе данных мониторинга и включаются в официальные сборники цен (государственные реестры сметных цен). Обновление сметных цен происходит регулярно: например, цены на материальные ресурсы пересматриваются ежеквартально. Благодаря цифровизации, сбор и обработка информации о ценах материалов сейчас во многом автоматизированы. Стоимость трудовых ресурсов пока формируется на базе государственных статистических данных о средней оплате труда в строительстве – ежегодно рассчитываются сметные тарифные ставки. Однако фактически на стройках рабочие получают сдельную плату, поэтому принято решение с 2022 года собирать данные о реальной сдельной оплате труда по видам работ, чтобы формировать сметную стоимость на основе реальных рыночных расценок на труд. Этот шаг призван приблизить расчеты к рынку. Кроме того, с 2015 года действует ресурсно-сметная нормативная база (взамен устаревшего базисно-индексного метода), и в ближайшие годы планируется ввод новой сметно-нормативной базы, актуализированной на современный уровень цен. Роль нормативных документов. Сметное ценообразование регулируется государственными нормативами и стандартами. В 2022 году обновлены ключевые правила: вступил в силу СН РК 1.02.03–2022 “Порядок разработки, согласования, утверждения и состав ПСД”, который предписывает исключить из проектно-сметной документации прямое применение прайс-листов поставщиков. Ранее в сметы нередко включались цены из коммерческих предложений и прайс-листов, которые не всегда соответствовали реальному рынку, что приводило к завышению стоимости проектов Теперь же проектировщики должны в первую очередь использовать номенклатурный каталог ресурсов (АГСК-3) и официальные сборники сметных цен на материалы и оборудование. Если нужный ресурс отсутствует в базе, его стоимость утверждается заказчиком на основе минимальной из доступных рыночных цен, с обоснованием техническими характеристиками. Таким образом, текущая система стремится ограниченно учитывать рыночные данные через механизм справочников и согласований, но в целом остается нормативно ориентированной. Цифровизация сметного дела. Казахстан делает шаги к цифровой трансформации сметной деятельности. Параллельно с обновлением нормативной базы внедряются ИТ-решения для автоматизированной проверки смет и интеграции данных. Планируется к 2025 году объединить все локальные сметы в единую цифровую платформу с автоматической проверкой при экспертизе проектов. Этот “единственный цифровой сметный комплекс” позволит прозрачно отслеживать структуру стоимости проекта и упростит контроль за ценами. В целом, текущая система находится на пороге значимых изменений, переходя от чисто нормативного подхода к более открытым и динамичным методам ценообразования. Проблемы и ограничения действующей системы Несмотря на предпринимаемые обновления, существующая модель сметного ценообразования в Казахстане сталкивается с рядом системных проблем: • Отставание от рыночных реалий. Нормативно-справочные цены не всегда успевают за стремительными колебаниями рынка. В периоды резкого роста цен на материалы (например, как это было в 2021–2022 гг.) квартальные обновления могут оказаться недостаточно оперативными. В результате сметная стоимость, рассчитанная по устаревшим данным, занижается относительно фактических расходов, что ведет либо к дефициту бюджета проекта, либо к необходимости пересмотра сметы. Пример: в Германии за 2010–2022 годы цены на строительство жилья выросли на 64% при инфляции ~25%, что иллюстрирует масштаб возможного расхождения между рыночной динамикой и усредненными индексами Подобные расхождения актуальны и для Казахстана, особенно в условиях глобальной инфляции строительных материалов. • Непрозрачность и ограниченность данных. Процесс формирования сметных цен мало понятен внешним участникам рынка. Сметчики пользуются закрытыми сборниками и коэффициентами, разработанными уполномоченными организациями, и рядовые подрядчики или поставщики не имеют прямого доступа для влияния на эти справочники. Цены в госреестрах зачастую усредненные, без указания конкретных источников, что порождает недоверие. До недавнего времени можно было включать в смету цены по прайс-листам, но этот процесс не был прозрачным – выбор конкретного коммерческого предложения зависел от составителя сметы. Это создавало почву для манипуляций: завышения смет через выбор удобно высоких цен. Как отмечалось, цены из прайс-листов нередко не соответствовали рынку и приводили к удорожанию строительства, что подрывало прозрачность ценообразования. • Коррупционные риски. Замкнутость системы и разрывы между нормативными и реальными ценами создают возможности для злоупотреблений. Если официальные сметные цены занижены относительно рынка, разницу можно “восполнять” на этапах исполнения контракта через дополнительные соглашения, изменения проектов или использование ценников поставщиков. С другой стороны, завышенные справочные цены позволяют изначально закладывать избыточный бюджет. Ранее распространенная практика применения отдельных прайс-листов без жесткого контроля фактически открывала лазейку для договоренностей между недобросовестными подрядчиками и составителями смет. Осознавая это, власти ввели запрет на прайс-листы в госинвестпроектах, чтобы не допустить искусственное завышение сметной стоимости материаловТем не менее, до полного перехода на открытость данных риски коррупции сохраняются: участники рынка не видят “кухню” формирования цен и не могут её оспорить. • Технологические и методологические ограничения. Нынешняя сметно-нормативная база, хотя и обновляется, все же основана на устаревших принципах. До 2023 года применялся так называемый нормативный метод калькулирования, идущий от советской традиции – расчет прямых затрат по ресурсам с последующим начислением общих накладных расходов и прибыли по фиксированным процентам. Такой подход не всегда отражает реальные косвенные затраты конкретного проекта. Сложность распределения накладных затрат между разными видами работ приводила к перекосам (например, трудоемкие работы могли необоснованно “облагаться” высокими накладными). В 2023 году Казахстан начал внедрение современной методики Activity-Based Costing (ABC) – процессно-ориентированного калькулирования, где косвенные расходы распределяются сначала на ресурсы, а потом закладываются в стоимость работ. Но этот прогресс пока в стадии становления. В целом, методология составления смет остается сложной для понимания и требовательной к квалификации кадров. Внедрение новых технологий (например, BIM-смет) и переход к альтернативным моделям (укрупненным, параметрическим расчетам на ранних стадиях) происходит медленно. • Ограниченная конкуренция на этапе сметы. По сути, в текущей системе сметная стоимость формируется до выхода на рынок, по фиксированным нормативам. Подрядчики уже на этапе тендера ориентируются на смету как на потолок цены. Это снижает стимулы искать более дешевые решения до заключения контракта – реальная конкуренция за снижение стоимости начинает работать лишь на этапе торгов, когда смета уже определена. Иными словами, смета сейчас – это скорее расчет максимально допустимой цены, а не инструмент поиска оптимальной (рыночной) цены. В мировой практике, напротив, распространены модели, когда сметные ориентиры гибко корректируются под влиянием рынка (например, через механизмы open book или target price, где подрядчик и заказчик совместно работают над снижением стоимости). В Казахстане же пока такой механизм не интегрирован. Все перечисленные проблемы указывают на необходимость перехода от закрытой нормативной системы к более рыночно-ориентированной, прозрачной и адаптивной модели сметного ценообразования. Внедрение рыночного механизма ценообразования: предложения Переход к рыночному (конкурентному) ценообразованию в сметном деле предполагает комплекс мер, направленных на максимальное приближение сметной стоимости к реальным рыночным ценам при сохранении контроля и обоснованности. Ниже предложены ключевые инициативы и инструменты такого перехода: • Создание открытой электронной платформы цен. Необходимо сформировать единую открытую базу данных цен на строительные ресурсы, доступную всем участникам отрасли. На этой платформе поставщики материалов, производители оборудования и подрядчики могли бы размещать актуальные цены на свою продукцию и услуги. Уполномоченный орган должен агрегировать и верифицировать эти данные, исключая аномальные значения. Такая платформа станет современной версией госреестра цен, но в интерактивном формате. Пример реализации: в Южной Корее функционирует центр управления стоимостью строительства при KICT, который ежемесячно публикует индексы цен строительства на основе сборов актуальных данных. Подобно этому, Казахстан мог бы собирать цены онлайн в режиме реального времени и ежемесячно обновлять справочные сметные цены на основе рыночных котировок. • Переход к индексно-ресурсной модели. Внедрение индексного метода позволит оперативно корректировать сметные цены под фактические условия. Суть в том, что базовые ресурсные расценки регулярно умножаются на коэффициенты (индексы) изменения цен, отражающие текущий рынок. Такие индексы могут рассчитываться ежемесячно для основных групп материалов, оборудования и работ. Например, при резких скачках цен на металл или цемент соответствующие индексы сразу обновят сметные стоимости по стране и регионам. Индексный метод в сочетании с ресурсным уже использовался ранее (базисно-индексный подход), но сейчас речь о динамичных индексах. Для их достоверности как раз и нужна описанная выше платформа сбора цен. В идеале индексы должны формироваться автоматически на основе данных о сделках и предложениях. Это приведет к гибридной системе: сметные нормы + рыночные индексы цен. Такой подход позволит сохранить единообразие расчетов, но существенно повысит их чувствительность к рынку. • Разноуровневые модели расчета стоимости. Следует использовать различные модели сметного калькулирования в зависимости от стадии проекта, все – с опорой на рыночные данные. На ранних этапах (эскиз, обоснование инвестиций) целесообразно применять параметрические модели – укрупненные показатели стоимости (на 1 кв.м, на место в школе, на км дороги и т.д.), выведенные из статистики рыночных цен аналогичных проектов. Мировая практика выделяет четыре уровня детализации оценки: объект в целом (метод аналогов), крупные элементы, виды работ и ресурсный уровень Казахстану важно внедрить эту классификацию. Например, на этапе концепции можно брать стоимость 1 кв.м жилья исходя из актуальных среднерыночных цен по региону, а на этапе рабочей документации – детализировать до ресурсов. При детализации до ресурсов необходимо применять процессно-ориентированный расчет (метод ABC), который уже начал внедряться в 2023 г. Он позволит включить все накладные расходы прямо в ставки на ресурсы, которые будут основаны на рыночных ценах (например, ставка машино-часа уже будет содержать в себе все эксплуатационные расходы, рассчитанные на рыночной основе). В итоге каждая единица ресурса получит полную рыночную стоимость, и смета станет точнее. • Использование данных тендеров и контрактов. Рыночное ценообразование подразумевает учет информации о фактически заключаемых сделках. Предлагается наладить сбор и анализ данных о ценах контрактов государственных закупок в строительстве. Например, цены победителей тендеров на типовые объекты или закупочных лотов материалов могут служить ориентиром для обновления сметных цен. Если по ряду позиций наблюдается систематическое снижение цены на торгах относительно сметы – это сигнал пересмотреть нормативную цену в сторону снижения. И наоборот, если все предложения подрядчиков выше сметной нормы, значит, норма занижена. Анализ конкурсов позволит калибровать справочники под реальность. В Польше, например, сметчики используют данные как собственных расчетов, так и публикуемые рыночные сведения о ценах ресурсов, а также результаты переговоров с подрядчиками. Существуют целые каталоги и бюллетени цен (ORGBUD, SEKOCENBUD и др.), которые регулярно издаются на основании мониторинга рынка. Казахстану имеет смысл перенять этот опыт, наладив выпуск регулярного бюллетеня сметных цен с максимально полным учетом конъюнктуры рынка. • Прозрачность и верификация цен. Неотъемлемой частью реформы должно стать радикальное повышение прозрачности. Все используемые в сметах цены и коэффициенты должны быть обоснованы источниками – будь то данные онлайн-платформы, официальные статистические индексы или результаты тендеров. Стоит внедрить практику публичного обсуждения новых сметных цен и норм: перед утверждением новых сборников проводить консультации с отраслевыми ассоциациями (строителей, производителей материалов). Это поможет выявить и скорректировать возможные аномалии или “узкие места”. Также рекомендуется создать независимый экспертный совет по ценообразованию, куда войдут представители бизнеса, которые будут оценивать достоверность сметных данных. Чем более открытым станет процесс формирования цен, тем выше доверие и тем меньше возможностей для коррупции. • Обновление нормативной базы с учетом рынка. Надо пересмотреть действующие СНиПы и стандарты, связанные с определением стоимости. В них следует прямо закрепить приоритет рыночных данных. Например, в Методике определения сметной стоимости прописать, что расчет выполняется на основе актуальных цен, подтвержденных мониторингом, а не только по нормативам прошлого периода. Также целесообразно нормативно разрешить и даже поощрять применение альтернативных методов – тех же параметрических и индексных. Законодательно ввести понятие «конкурентного (рыночного) сметного ценообразования» как принципа. Это даст госэкспертизе мандат требовать от сметчиков обоснования цен рыночными источниками. В совокупности эти меры должны трансформировать сметное дело: сметная документация станет живым экономическим документом, отражающим ситуацию на рынке на момент ее составления. Заказчик будет получать более реалистичный бюджет, а подрядчик – прозрачное обоснование цены, что снизит споры и риск срыва проектов из-за недофинансирования. Международный опыт внедрения рыночных механизмов Опираясь на опыт других стран, уже прошедших путь от жесткого нормирования к рыночным моделям, Казахстан может избежать ряда ошибок. Рассмотрим примеры: • Польша. Польша в 1990-х отказалась от централизованного госрегулирования цен в строительстве, перейдя к рыночным механизмам, сохранив при этом развитую сметно-нормативную культуру (kosztorysowanie). В современной Польше сметы составляются специализированными инженерами-сметчиками, но на основе рыночных данных. Существуют коммерческие базы и издания, регулярно выпускающие сборники среднерыночных цен на работы и ресурсы. Например, компании ORGBUD-Serwis и SEKOCENBUD публикуют бюллетени цен на строительные работы, материалы, эксплуатацию техники и трудовые ресурсы Эти справочники обновляются поквартально и отражают текущий уровень цен по регионам. Сметчик при расчете может использовать либо данные из этих изданий, либо результаты собственных запросов цен у поставщиков – в любом случае цены берутся свободного рынка, а не установлены государством. Конкуренция между различными издателями справочников также стимулирует точность данных. В результате сметные цены в Польше близки к тем, что потом подтверждаются на тендерах, а государство тратит минимум усилий на администрирование – рынок сам регулирует цены, а задача сметчика – грамотно их применить и обосновать. • Германия. В Германии отсутствует понятие государственно утвержденной сметной стоимости или единого набора сметных норм – там исторически царит полная рыночная модель. Стоимость строительства планируется в рамках cost planning (Kostenplanung) архитекторами и инженерами на основе рыночных цен и опыта. Сметчики как отдельные специалисты встречаются редко; функции расчета выполняют проектировщики или консультанты по стоимости. Они используют различные источники: открытые рыночные предложения, базы данных прошлых проектов, коммерческие программные комплексы с актуальными ценами. Государство при этом выполняет роль наблюдателя и аналитика: немецкое статистическое ведомство Destatis регулярно отслеживает индекс строительных цен (Baupreisindex) по типам объектов. Например, рассчитывается квартальный индекс цен на жилые здания, который с 2010 по 2022 вырос на 64%– эти индексы публикуются для информирования рынка о трендах. Однако сметы составляются не по индексам напрямую, а на базе конкурентных предложений подрядчиков. В публичных проектах обычно проводится тендер по проектно-сметной документации, и именно результаты торгов определяют окончательную цену. Если предложения превышают бюджет, проект пересматривается – то есть механизм обратной связи от рынка к смете налицо. Итоговый принцип в Германии: смета – это лишь ориентир, рыночная цена устанавливается через конкуренцию, а для поддержания актуальности ориентиров есть системы индексов и каталоги цен, выпускаемые отраслевыми организациями (например, BKI – информационный центр строительных расходов – собирает статистику стоимости реализованных проектов). Такой опыт показывает важность гибкости: вместо жестких норм – ориентиры и индексы, вместо фиксированной сметы – корректировка бюджета под фактические рыночные предложения. • Южная Корея. Строительная отрасль Республики Корея также прошла путь к цифровому рыночному ценообразованию. В стране создана современная инфраструктура сбора и учета цен: при государственном исследовательском институте KICT действует Центр управления стоимостью строительства. Он аккумулирует информацию о ценах материалов, трудовых ресурсов и подрядных работ по всей стране. Ежемесячно рассчитывается и публикуется индекс цен строительства, который учитывает изменения стоимости основных ресурсов. Эти данные используются для коррекции стоимости государственных проектов. Кроме того, в Корее широко внедрены электронные торговые площадки (e-procurement) для строительства, где подрядчики подают предложения онлайн. Это обеспечивает прозрачность и накопление больших объемов данных о ценах контрактов. На основе этой информации правительственные аналитики формируют рекомендации для сметного ценообразования. Фактически, Корея сочетает государственный мониторинг рынка с высокотехнологичной платформой: вместо устаревших сборников – онлайн-базы, вместо спуска цен сверху – постоянный сбор снизу. В результате удалось добиться оперативного учета ценовых колебаний (например, рост цен на сырье из-за мировых факторов быстро транслируется в обновленные сметные нормативы). Казахстан может использовать корейский опыт в части создания центра ценообразования при профильном институте и внедрения ИТ-систем реального времени для цен. Помимо этих примеров, ценно посмотреть и на другие страны. В некоторых государствах Восточной Европы (например, Чехия, Литва) также существуют частные каталоги цен и индексы, помогающие увязать сметы с рынком. В США и Великобритании практика сметного дела строится на принципах quantity surveying, где стоимость прогнозируется профессионалами с опорой на рыночные расценки, а обширные базы данных (например, RSMeans в США) дают справочные цены. Общий вывод: успешный переход к рыночному сметному ценообразованию всегда включает разработку механизмов обновления цен (индексы, каталоги) и максимальную опору на конкуренцию между поставщиками и подрядчиками при определении стоимости. Этапы реализации реформы Переход от нормативной к рыночной модели ценообразования в сметном деле должен осуществляться поэтапно, чтобы обеспечить управляемость изменений и адаптацию всех участников. Ниже предложена дорожная карта реформы: 1. Нормативно-правовая подготовка. На первом этапе необходимо внести изменения в законодательство и нормативные акты, регулирующие сметное дело. Требуется официально закрепить новый подход: в Закон “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности” и связанные постановления включить нормы о рыночном (конкурентном) ценообразовании. Разработать и утвердить обновленную Методику определения сметной стоимости, где прописать использование рыночных данных и индексацию. Отменить или пересмотреть устаревшие инструкции, противоречащие новой идеологии (например, нормы, обязывающие пользоваться исключительно государственными сборниками без учета текущих цен). Одновременно создать регуляторную базу для функционирования цифровой платформы цен – положения о ее ведении, о порядке предоставления данных поставщиками, об ответственности за достоверность. На этом же этапе следует институционально оформить Центр мониторинга цен (возможно, на базе КазНИИСА или иной организации), наделив его соответствующими полномочиями. 2. Пилотное внедрение цифровой платформы цен. Разработать и запустить в опытную эксплуатацию национальную онлайн-платформу строительных цен. На пилотной основе можно охватить ограниченный перечень ресурсов или ограниченный регион. Цель пилота – отработать механизмы сбора данных: наладить сотрудничество с крупными производителями материалов, дистрибьюторами, сетями строймаркетов, чтобы они регулярно загружали актуальные прайсы. Также интегрировать в систему данные государственных закупок (через API с порталом госзакупок) для автоматического подтягивания цен контрактов. Пилотный проект позволит выявить проблемы – например, дублирование позиций, недобросовестный ввод данных – и усовершенствовать платформу. В течение пилота следует вести параллельно старый порядок формирования смет, но постепенно сметчикам предоставлять доступ к новому инструменту и обучать их им пользоваться. Срок пилота: ~1 год. Например, в 2024 году – отработка системы на объектах социальной инфраструктуры нескольких регионов. 3. Обучение и повышение квалификации специалистов. Переход на новую систему невозможен без подготовки кадров. Необходимо организовать масштабное обучение инженеров-сметчиков, экспертов государственной экспертизы, а также сотрудников подрядных организаций. Учебные программы должны охватывать работу с новой цифровой платформой, методы анализа рыночных цен, применение индексных методов. Стоит ввести сертификацию сметчиков по новым правилам. В сотрудничестве с отраслевыми учебными центрами (например, при Союзе строителей Казахстана) провести циклы семинаров и практических тренингов. Особое внимание – региональным специалистам, чтобы единообразно внедрить подход по всей стране. Также обновить образовательные стандарты для вузов по специальности ПГС (Промышленное и гражданское строительство) и смежным, включив курс по современному сметному ценообразованию. Цель – к моменту официального запуска реформы иметь достаточное число подготовленных кадров, разделяющих философию рыночной прозрачной модели. 4. Запуск новой сметно-нормативной базы. На основании пилотных данных и собранного мониторинга необходимо разработать новую сметно-нормативную базу – комплект классификаторов и сборников цен, актуализированный по состоянию на текущий рынок. Как отмечалось, Казахстан уже ведет работу над новой базой и классификаторами важно встроить в нее результаты рыночного мониторинга. В частности, утвердить сборники единичных сметных цен по новым методическим положениям– фактически, это будут нормативные расценки нового поколения, рассчитанные на основе рыночного ценового анализа. При этом следует внедрить индексную систему: к моменту запуска базы разработать методику ежеквартальной (со временем – ежемесячной) корректировки цен. Официально объявить о введении новой базы с какого-то числа (например, с начала финансового года). После запуска – в течение 1–2 лет – сохранять переходный период, в который сметы могут составляться и по старой, и по новой системе, но с обязательным обоснованием отклонений. 5. Полномасштабное внедрение и нормативное закрепление результатов. По завершении переходного периода сделать использование новой рыночной системы обязательным для всех проектов, финансируемых с участием государства. Это означает, что экспертиза не принимает сметы, составленные по старым нормам без учета новых цен. Провести ревизию всех государственных программ и отраслевых документов, чтобы привести их в соответствие (например, пересчитать укрупненные нормативы стоимости строительства объектов по новым данным). Одновременно выпустить методические рекомендации по оптимизации проектных решений с учетом рыночных цен – это поможет проектировщикам находить экономичные решения, зная структуру стоимости. Завершающим шагом должно стать учреждение постоянного механизма обновления: например, создать комиссию, которая ежегодно (или чаще) пересматривает показатели стоимости строительства, индексы и издает обновления к сметно-нормативной базе. В итоге реформа перестанет быть разовым актом, а превратится в непрерывный процесс улучшения системы ценообразования. Возможные сроки реализации всех этапов – порядка 2–3 лет на подготовку и пилоты, и еще 2 года на полное разворачивание. К примеру, если начать в 2024 году, то к 2025 запустить платформу (что совпадает с планами по цифровой смете в 2026 утвердить новую нормативную базу, а с 2027 работать по новым правилам повсеместно. Риски при переходе к рыночному ценообразованию и пути их снижения Реформа сметного ценообразования – масштабное изменение, сопряженное с рисками. Ниже перечислены основные риски и предложены меры по их минимизации: • Резкие колебания цен и неопределенность бюджета. При жестком нормативном подходе бюджет проекта был относительно стабилен (но мог не соответствовать реальности), тогда как при рыночном подходе сметная стоимость может чаще меняться вслед за рынком. Есть опасение, что при всплесках цен сметы будут “скакать”, затрудняя планирование инвестиций. Меры: Во-первых, внедрить механизм индексации контрактов – если в период между составлением сметы и заключением договора цены выросли, применять коэффициенты пересчета, чтобы подрядчик не работал себе в убыток. Это практикуется, например, во многих странах ЕС. Во-вторых, закладывать в сметах контингенты (резервы) на непредвиденный рост цен (5–10% от стоимости) – при прозрачном расчете это видно и обосновано. В-третьих, по ключевым ресурсам установить пределы изменения цены, при превышении которых проект подлежит пересмотру. Эти шаги защитят и заказчика, и подрядчика от рыночных шоков. В конечном счете, более частое обновление смет – плата за их достоверность, и она окупается снижением риска недофинансирования. • Недостоверность или манипулирование данными. Если открыть систему, возникает риск внесения некорректных данных о ценах: участники рынка могут завысить цены в платформе с расчетом на увеличение смет, либо предоставлять выборочно заниженные цены, чтобы добиться контракта, а потом требовать повышения. Меры: необходим жесткий многоуровневый контроль качества данных. Все цены, попадающие в расчет, должны верифицироваться – либо автоматически (отсев аномалий, сравнение с предыдущими периодами), либо экспертно. В платформе цен следует отображать диапазоны цен и источники (например, от скольких поставщиков получены данные). Для важных позиций – требовать минимум 3 независимых источников. Также – ответственность: предусмотреть санкции за систематическое предоставление ложной информации (например, временное исключение поставщика из системы госзакупок). Наконец, полезно использовать внешние контрольные индикаторы – мировые цены на сырье, курсы валют – и при их резких изменениях внимательно относиться к соответствующим изменениям в сметных ценах. Прозрачность самой платформы (чтобы все видели общую картину цен) сделает манипуляции заметнее и менее вероятными. • Сопротивление и ошибки персонала. Любая реформа встречает инерцию. Часть инженеров-сметчиков, экспертов, чиновников могут сопротивляться новому порядку из-за недостатка компетенций или нежелания менять устоявшиеся практики. Есть риск ошибок при первых применениях новой системы (неправильное использование индексов, неверное толкование данных), что может дискредитировать реформу. Меры: как уже указано, обширное обучение – ключ к снижению этого риска. Нужно заранее вовлечь специалистов в пилоты, дать им попробовать новые инструменты на практике. Хорошо зарекомендовали себя обмен опытом и стажировки: направить группу казахстанских сметчиков на короткое обучение в страны, где работают рыночные механизмы (например, в Польшу), либо пригласить зарубежных экспертов для мастер-классов. Внутри страны – создать “горячую линию” консультативной поддержки по новым правилам, особенно в первые месяцы после внедрения. Кроме того, важно вовлечь лидеров мнений – авторитетных экспертов сметного дела – в пропаганду преимуществ новой системы, чтобы переломить негативные настроения. Постепенность внедрения (пилоты, переходный период) тоже даст время адаптироваться без шоков. • Технические сбои и киберриски. При создании зависимости от цифровой платформы необходимо учитывать риски технических неполадок, кибератак, сбоев связи и т.п. Срыв работы платформы в разгар строительного сезона может затормозить выпуск смет и заключение контрактов. Меры: инвестировать в надежную ИТ-инфраструктуру, резервирование серверов, кибербезопасность. Иметь резервные офлайн-методики на случай временной недоступности онлайн-сервиса (например, возможность раз в квартал выгружать актуальный справочник цен в формате, доступном для автономного использования). Регулярно проводить тестирование на нагрузку и отказоустойчивость. Также – четкий регламент действий при сбое: кто и как быстро должен его устранить, кому сообщить, какие временные решения принять (например, заморозить индексы на последнем уровне до восстановления системы). • Влияние внешних факторов. Строительный рынок подвержен не только внутренним, но и внешним воздействиям – кризисы, санкции, колебания валют. Переход на рыночные сметы сделает эти факторы более ощутимыми для планирования: например, резкое падение курса нацвалюты мгновенно увеличит сметную стоимость импортных материалов. Меры: Правительству стоит рассматривать механизм ценовых оговорок в крупных контрактах (особенно с импортным оборудованием) – т.е. возможность пересмотра цены при изменении внешних условий более чем на определенный процент. Также – создавать стабилизационные фонды на случай экстремального роста цен (как это делалось, например, для компенсации удорожания дорожных проектов при скачке цен на битум). Кроме того, интеграция с промышленной политикой: мониторинг антимонопольными органами цен на критичные материалы, стимулирование конкуренции среди поставщиков – все это снижает вероятность неуправляемого роста цен, а значит и риски для смет. В заключение, переход к рыночному ценообразованию в сметном деле несет в себе сложности, но при продуманной стратегии эти риски можно минимизировать. Прозрачность, адаптивность и открытость новой системы станут лучшей страховкой от негативных последствий. Опыт других стран подтверждает: пусть реформирование требует усилий, но результатом станет более эффективное использование средств в строительстве и доверие между государством, подрядчиками и обществом. Сравнение: нормативная vs рыночная модель сметного ценообразования Для наглядности сведем ключевые отличия старой и новой моделей в таблицу: Аспект Нормативная модель (старая) Рыночная модель (новая) Принцип формирования цен Фиксированные сметные цены по государственным сборникам и нормам. Цена ресурса определяется централизованно, «сверху вниз» (от государства к проекту). Гибкое ценообразование от фактического рынка: цены берутся из актуальных предложений поставщиков и подрядчиков, «снизу вверх» (рынок формирует стоимость проекта). Актуализация стоимости Периодическое обновление (раз в год или квартал) по усредненным индексам. Возможны значительные отставания в период между пересмотрами. Непрерывное обновление: использование ежеквартальных и ежемесячных индексов, онлайн-мониторинг цен. Смета быстро отражает изменения конъюнктуры (инфляцию, скидки, дефицит). Прозрачность данных Низкая. Механизм расчета известен узкому кругу специалистов, источники цен скрыты в нормативных базах. Внешним участникам трудно проверить обоснованность сметы. Высокая. Все исходные данные – открытые рыночные цены, доступные для проверки. Платформа цен и публикация индексов обеспечивают прозрачность: каждый участник видит, откуда взялась цифра в смете. Точность и реализм Условная точность. Смета соответствует “нормативному” среднему уровню, который может существенно отличаться от фактических затрат в конкретный момент. Возможны значительные перерасходы или экономия. Реалистичная стоимость. Благодаря рыночным данным смета приближена к реальной цене проекта на текущий момент. Это снижает риск перерасхода бюджета и необходимости корректировок проекта. Мотивирующие факторы Отсутствие прямых стимулов к снижению стоимости на этапе сметы – все считают по одним нормам. Подрядчик ориентирован освоить смету полностью (максимум затрат). Конкуренция и эффективность. Если сметные цены прозрачны и близки к рынку, подрядчики будут конкурировать за счет эффективности, а заказчики – искать варианты дешевле. Смета становится инструментом для поиска оптимальной цены, а не заданной величины. Коррупционные риски Выше риск. Закрытые процедуры и возможность манипулировать нормами/прайс-листами создают почву для сговора, откатов, завышения смет. Контроль затруднен из-за непрозрачности. Ниже риск. Открытые данные затрудняют необоснованное завышение цен – любое отклонение видно и должно быть объяснено. Электронные следы (логирование цен) упрощают контроль. Требуется, однако, новый тип надзора за достоверностью данных. Роль государства Директивная: государство детально регламентирует цены и нормы, фактически берет на себя функцию “ценообразования”. Большие затраты труда на поддержание нормативов. Регуляторная: государство создает условия и инфраструктуру (платформа, стандарты, контроль), но цену формирует рынок. Фокус государства – мониторинг и предотвращение злоупотреблений, а не установка цен. Гибкость к инновациям Низкая. Новые материалы или технологии не сразу попадают в нормативную базу, из-за чего затруднено их применение (нет норм – нет сметы). Высокая. Если появляется новая технология, ее стоимость определяется путем сбора рыночных предложений, не дожидаясь внесения в справочник. Сметная система способна адаптироваться к любым изменениям в отрасли. Таблица: Сравнение характеристик сметного ценообразования при нормативной и рыночной моделях. ________________________________________ Вывод: Внедрение рыночного механизма ценообразования в сметное дело Казахстана является стратегически важным шагом для развития строительной отрасли. Оно позволит добиться прозрачности, реалистичности и эффективности в использовании средств. Текущая система, основанная на устаревших подходах, уже не отвечает требованиям времени – она постепенно трансформируется. Международный опыт (Польши, Германии, Южной Кореи и др.) показывает, что переход к рынку в сметном деле возможен и приносит ощутимые выгоды: сметы становятся ближе к факту, снижаются злоупотребления, повышается доверие инвесторов. Приведенная стратегия развития сметного дела – это дорожная карта, которая сочетает эволюцию нормативной базы, цифровизацию и применение лучших мировых практик. При последовательной реализации этих мер Казахстан сможет создать современную систему ценообразования, стимулирующую конкурентоспособность и инновации в строительстве, и обеспечивающую экономию бюджетных средств без потери качества строительных проектов. Стратегия развития сметного дела в Казахстане с внедрением рыночного ценообразования Роль платформы SADI.KZ в развитии рыночного ценообразования Переход строительной отрасли Казахстана от нормативной модели к рыночному ценообразованию требует современных решений, которые обеспечивает платформа SADI.KZ. Внедрение этой цифровой экосистемы позволит достичь следующих ключевых результатов: 1. Онлайн-мониторинг и оперативная актуализация цен SADI.KZ обеспечивает непрерывный мониторинг и обновление рыночных цен на материалы, оборудование и услуги в реальном времени, позволяя компаниям оперативно адаптировать сметы к текущим условиям рынка. 2. Повышение прозрачности и антикоррупционный эффект Открытые данные платформы позволяют всем участникам строительного рынка видеть и проверять источники и структуру формирования сметных цен, минимизируя коррупционные риски. 3. Внедрение индексно-ресурсного метода расчета Используя индексно-ресурсный подход, платформа регулярно публикует актуальные индексы изменения цен, предоставляя строительным компаниям и госорганам точные инструменты для расчета и корректировки смет. 4. Автоматизация и цифровизация сметных процессов SADI.KZ автоматизирует процессы расчета, проверки и утверждения сметной документации, снижая ошибки и повышая скорость работы. 5. Обучение и повышение квалификации специалистов Платформа станет центром онлайн-обучения и профессионального развития сметчиков, предлагая актуальные курсы и вебинары. Таким образом, внедрение платформы SADI.KZ будет важным шагом на пути создания современной, прозрачной и конкурентоспособной системы сметного ценообразования в Казахстане.