Комплексный анализ налоговой реформы 2026 года в Республике Казахстан
By Admin
Posted on Ср, авг 27 2025

Стратегии адаптации для ИП и ТОО Исполнительное резюме: Ключевые изменения и главные рекомендации Предстоящая налоговая реформа в Республике Казахстан, вступающая в силу с 1 января 2026 года, является одной из наиболее значимых за последнее десятилетие. Анализ нового Налогового кодекса показывает, что распространенное среди предпринимателей опасение о полной отмене "упрощенки" является ошибочным. Речь идет не об отмене, а о глубокой трансформации и оптимизации специальных налоговых режимов (СНР). Количество режимов сокращается с семи до трех, и один из них — СНР на основе упрощенной декларации — становится прямым преемником существующей "упрощенки". Главный вывод из предстоящих изменений заключается в том, что государство последовательно проводит политику, направленную на повышение прозрачности и дифференциации налогообложения. Новые правила созданы для того, чтобы крупный бизнес, искусственно дробящийся на множество мелких компаний для пребывания на льготных режимах, был вынужден перейти на общеустановленный режим (ОУР). Для добросовестного малого и среднего бизнеса (МСБ) трансформация "упрощенки" предлагает как преимущества, так и серьезные риски, требующие немедленной реакции. Для предпринимателей, ведущих деятельность как ИП или ТОО, критически важными являются следующие изменения: Порог по НДС: Снижение порога по обязательной постановке на учет по налогу на добавленную стоимость (НДС) с 20 000 МРП до 10 000 МРП (около 39,32 млн тенге) автоматически сделает плательщиками НДС значительно больше компаний. Ограничения на B2B-операции: Работа на новом СНР на основе упрощенной декларации не будет выгодна крупным партнерам, работающим на ОУР, поскольку они не смогут относить входящий НДС в зачет. Это может вынудить МСБ, чьи основные контрагенты являются плательщиками НДС, перейти на общеустановленный режим. Правило для взаимозависимых лиц: Новый Налоговый кодекс вводит прямой запрет для физических лиц, которые одновременно являются ИП, применяющим СНР, и учредителями ТОО. Это напрямую затрагивает одну из самых распространенных схем налоговой оптимизации и вынуждает предпринимателей пересмотреть структуру своего бизнеса. Учитывая эти факторы, основная рекомендация для каждого предпринимателя — немедленно провести анализ своей текущей бизнес-модели, оценить финансовые показатели и структуру клиентов. Стратегическое планирование с учетом новых правил позволит выбрать наиболее оптимальный налоговый режим и избежать существенного роста налоговой нагрузки и административных штрафов. Обзор налоговой реформы 2026 года: Трансформация вместо отмены Новый Налоговый кодекс Республики Казахстан, подписанный Президентом 18 июля 2025 года, вступит в силу с 1 января 2026 года. Его основные цели заключаются в снижении административной нагрузки, развитии предпринимательства и адаптации налоговой системы к современной экономике. Среди ключевых задач, обозначенных разработчиками, — реформирование специальных налоговых режимов, сокращение налоговых льгот и полная цифровизация налогового контроля. Центральным элементом реформы является кардинальное сокращение количества специальных налоговых режимов (СНР) с семи до трех. Это направлено на упорядочение системы и упрощение выбора для бизнеса. С 2026 года будут действовать три основных СНР: СНР для самозанятых — предназначен для физических лиц с доходом до 300 МРП в месяц, без необходимости регистрации ИП. Налоговая нагрузка для них составляет 4% социальных платежей. СНР на основе упрощенной декларации — ключевой режим для малого и среднего бизнеса, являющийся обновленной версией "упрощенки". СНР для крестьянских и фермерских хозяйств (КФХ) — специализированный режим для агропромышленного сектора. Подробный анализ нового СНР на основе упрощенной декларации Новый режим на основе упрощенной декларации доступен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц-резидентов Республики Казахстан. Он имеет следующие ключевые характеристики: Предельные показатели: Максимальный годовой доход не должен превышать 600 000 МРП, что по курсу 2025 года составляет около 2,36 млрд тенге. Важным нововведением является полное снятие ограничений по численности сотрудников, что делает режим более гибким для растущего бизнеса. Налоговая ставка: Устанавливается единая ставка в размере 4% от объекта налогообложения, которым выступает доход, без учета расходов. При этом местные представительные органы (маслихаты) получают право самостоятельно регулировать эту ставку в пределах $ \pm 50% $ , что означает, что в зависимости от региона ставка может варьироваться от 2% до 6%. Отчетность: Сохраняется привычная периодичность сдачи отчета по форме 910.00 — дважды в год. Декларация подается до 15-го числа, а оплата налога — до 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным полугодием. Введение региональной гибкости ставки не является случайным решением. Это инструмент государственной политики, направленный на стимулирование развития определенных секторов экономики или привлечение бизнеса в конкретные регионы. Так, в депрессивных областях может быть установлена минимальная ставка 2% для создания более привлекательных условий, тогда как в экономически развитых регионах ставка может остаться на уровне 4% или быть повышена до 6%. Этот аспект добавляет новый уровень сложности в налоговое планирование, поскольку предпринимателям необходимо отслеживать решения местных маслихатов в своем регионе, чтобы понимать свою реальную налоговую нагрузку. Ключевые изменения и новые риски, о которых нужно знать Помимо трансформации упрощенного режима, новый Налоговый кодекс содержит ряд других критически важных изменений, которые могут оказать существенное влияние на бизнес. Масштабные изменения по НДС С 2026 года вводится два фундаментальных изменения, касающихся налога на добавленную стоимость. Повышение базовой ставки: Ставка НДС будет повышена с 12% до 16%. Это изменение приведет к общему удорожанию товаров и услуг для конечного потребителя и потребует от бизнеса пересмотра ценовой политики. Снижение порога по НДС: Произойдет снижение порога по обязательной постановке на учет по НДС с 20 000 МРП до 10 000 МРП. При действующем на 2025 год МРП в 3 932 тенге это соответствует обороту 39 320 000 тенге. Эта мера расширит налоговую базу, затронув значительное количество малых предприятий, которые ранее не являлись плательщиками НДС. Для таких компаний это означает не только увеличение налоговой нагрузки, но и существенный рост административных обязательств, связанных с ведением счетов-фактур и сдачей соответствующей отчетности. Неочевидные, но важные ограничения для бизнеса Новый кодекс вводит два ключевых ограничения, которые могут оказать решающее влияние на выбор налогового режима. Ограничения на B2B-операции: Для бизнеса, работающего на СНР на основе упрощенной декларации, возникает серьезный риск в отношениях с крупными партнерами, которые являются плательщиками НДС. Согласно новым правилам, покупка у плательщика СНР не дает права на вычет НДС. Для крупного бизнеса, работающего на общеустановленном режиме, это делает такие операции невыгодными, так как увеличивает их налоговую базу. Это может подтолкнуть крупных контрагентов к требованию от своих поставщиков перехода на ОУР, что ставит малый бизнес перед сложным выбором: остаться на СНР и потерять ключевых клиентов, либо перейти на ОУР, чтобы сохранить конкурентоспособность. Новый запрет для взаимозависимых лиц: В новой редакции Налогового кодекса появился прямой запрет, который касается физических лиц, одновременно являющихся ИП, применяющим СНР, и учредителями ТОО. Если физическое лицо использует СНР как ИП, а затем регистрирует ТОО, оно автоматически теряет право на применение СНР. Данное правило является целенаправленной мерой, направленной на закрытие одной из самых распространенных "лазеек" для налоговой оптимизации, когда крупный бизнес искусственно дробился на несколько юридических лиц, чтобы избежать перехода на общеустановленный режим и уплаты НДС. Это изменение вынуждает предпринимателей, использующих такую структуру, к консолидации и, как следствие, к переходу на ОУР. Изменения в других налогах и платежах Помимо реформирования СНР и НДС, новый кодекс вносит изменения и в другие обязательные платежи: Корпоративный подоходный налог (КПН): Общеустановленная ставка КПН остается на уровне 20%, однако вводятся дифференцированные ставки для различных отраслей. Так, для банковского сектора и игорного бизнеса ставка будет повышена до 25%, тогда как для организаций социальной сферы она составит 5% с 2026 года с последующим повышением до 10% в 2027 году. Для сельхозпроизводителей льготная ставка снижена до 3%. Индивидуальный подоходный налог (ИПН): Для физических лиц вводится прогрессивная шкала. Доходы до 8 500 МРП в год будут облагаться по ставке 10%, а доходы, превышающие этот порог, — по ставке 15%. Социальные платежи: Изменяются ставки социальных отчислений (СО), обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР) и социального налога (СН). Сравнительный анализ и выбор оптимального налогового режима Выбор оптимального налогового режима с 2026 года перестает быть тривиальной задачей. Он требует комплексного анализа текущей бизнес-модели, структуры клиентов и поставщиков, а также прогнозирования будущих финансовых показателей. Практическое руководство по выбору режима Для принятия взвешенного решения предпринимателю необходимо ответить на следующие ключевые вопросы: Каков ожидаемый годовой оборот компании? Кто является основными клиентами (физические лица или другие юридические лица)? Есть ли в списке клиентов крупные компании, работающие на общеустановленном режиме и являющиеся плательщиками НДС? Каковы основные расходы бизнеса, которые можно взять в зачет? Сравнительный анализ нового СНР и ОУР Для наглядного сопоставления двух основных режимов ниже представлена таблица, которая поможет оценить преимущества и недостатки каждого из них. Показатель Новый СНР на основе упрощенной декларации Общеустановленный режим (ОУР) Лимит годового дохода До 600 000 МРП (около 2,36 млрд ₸) Не ограничен Лимит по численности сотрудников Ограничения сняты Ограничения сняты Ставка налога Единая ставка 4% (с возможным изменением местными маслихатами от 2% до 6%) 20% от налогооблагаемого дохода (прибыли); 3% для сельхозпроизводителей Возможность вычета расходов Нет Есть Налоговые платежи ИПН/КПН, социальные платежи (ОПВ, СО, ВОСМС) КПН, ИПН, социальный налог, социальные платежи (ОПВ, СО, ВОСМС) НДС Не является плательщиком (до достижения порога в 10 000 МРП) Является плательщиком при обороте свыше 10 000 МРП B2B-ограничения Покупка у плательщика СНР не дает права на вычет НДС для контрагента на ОУР Отсутствуют Требования к учету Упрощенный учет, налоговая отчетность 2 раза в год Полноценный бухгалтерский учет, налоговая отчетность 1 раз в год Ограничения для взаимозависимых лиц Присутствует прямой запрет для ИП и ТОО, принадлежащих одному физлицу Отсутствуют Экспортировать в Таблицы Анализ сценариев Сценарий 1: Малый бизнес, ориентированный на конечного потребителя (B2C). Для ИП или ТОО с оборотом, не превышающим 39 млн тенге, и основными клиентами-физлицами, оптимальным выбором остается новый СНР. Низкая ставка и простая отчетность делают этот режим наиболее выгодным. Отсутствие B2B-операций с плательщиками НДС делает ограничения нового СНР несущественными. Сценарий 2: Бизнес с крупными B2B-контрагентами. Если ТОО оказывает услуги или продает товары крупным компаниям, работающим на ОУР, то переход на ОУР становится неизбежным или стратегически выгодным. Ограничение на B2B-операции в рамках нового СНР сделает услуги на 16% дороже для контрагента, поскольку он не сможет взять НДС в зачет. Переход на ОУР и регистрация в качестве плательщика НДС позволит выставлять счета-фактуры, что сохранит конкурентоспособность и партнерские отношения. Сценарий 3: Розничный бизнес с высоким оборотом. Если ТОО ведет розничную торговлю и его годовой оборот превышает 10 000 МРП, оно обязано встать на учет по НДС, даже если останется на СНР. В этом случае, при ставке НДС 16% и ставке СНР 4%, общая налоговая нагрузка может существенно вырасти. В таких случаях требуется детальный финансовый расчет, чтобы определить, какой режим будет более выгодным с учетом возможности вычета расходов на ОУР. План действий: Как подготовиться и перейти на новый режим Подготовка к налоговой реформе требует взвешенного подхода и четкого плана действий. Этап 1: Финансовый аудит. Необходимо провести анализ финансовых показателей компании за последние 2-3 года. Это позволит точно определить средний годовой оборот, структуру доходов и расходов, а также рассчитать прогнозируемую налоговую нагрузку по новым ставкам. Этап 2: Выбор режима. На основе проведенного аудита необходимо принять стратегическое решение: оставаться на новом СНР или добровольно перейти на ОУР. Для этого рекомендуется составить сравнительный расчет налоговой нагрузки по обоим режимам. Примерный расчет налоговой нагрузки для ИП с годовым доходом 50 млн тенге Показатель Новый СНР ОУР Доход 50 000 000 ₸ 50 000 000 ₸ Расходы - 25 000 000 ₸ Налогооблагаемый доход 50 000 000 ₸ 25 000 000 ₸ Ставка налога 4% 20% Сумма налога 2 000 000 ₸ 5 000 000 ₸ НДС (16%) 7 142 857 ₸ (при регистрации) 7 142 857 ₸ (при регистрации) Экспортировать в Таблицы Примечание: В расчете НДС предполагается, что доход 50 млн ₸ включает НДС. База для НДС = 50000000/1.16≈43103448 ₸. Сумма НДС = 43103448×0.16≈6896552 ₸. Итоговая сумма налога для СНР (с учетом НДС) - 2000000+6896552=8896552 ₸, для ОУР - 5000000+6896552=11896552 ₸. Этап 3: Юридическое и организационное планирование. Владельцам, ведущим бизнес через ИП и ТОО, необходимо принять решение о консолидации или ликвидации одной из структур, чтобы соответствовать новым требованиям для взаимозависимых лиц. Важно также провести переговоры с ключевыми B2B-клиентами, чтобы объяснить изменения и их последствия, и при необходимости подготовиться к обязательной постановке на учет по НДС. Заключение: Перспективы и стратегическое планирование Налоговая реформа 2026 года — это не просто набор новых правил, а часть более широкой государственной стратегии по модернизации экономики. Сокращение количества СНР, ужесточение требований для их применения, снижение порога по НДС и введение правил для взаимозависимых лиц — все эти меры направлены на повышение прозрачности и эффективности налогового администрирования. Законодатель стремится "вывести из тени" бизнес, использующий схемы дробления, и создать более справедливую и понятную систему. Полная цифровизация налогового контроля, о которой также говорится в новом Налоговом кодексе, сделает любые попытки обхода правил быстро выявляемыми. В новых условиях налоговая оптимизация — это не поиск "лазеек," а стратегический выбор режима, который наилучшим образом соответствует реальной бизнес-модели компании. Долгосрочный успех будет зависеть не от возможности минимизировать налоги любой ценой, а от готовности адаптироваться к меняющейся среде и вести бизнес в полном соответствии с требованиями законодательства